Cпецпроекти

Истории победителей: Павел Черепин – профессиональный гонщик, медиа-менеджер, телеведущий


Это Павел Черепин – победитель в самом прямом смысле слова. Парень, который намечтал себе в детстве быть чемпионом в ралли, пока играл в Плейстейшн, и спустя десять лет стал ролевой моделью (3D) в этой же игре.

Паша – обладатель наивысшего достижения в истории украинского автоспорта на международной арене. Он вице-чемпион мира по ралли 2015 года в классе WRC2, 10-кратный призер этапов чемпионата мира по ралли в различных классах, в том числе победитель Rally Monte Carlo, Rally Mexico, Rally Italia Sardegna в зачете WRC2. Обладатель наибольшего количества очков в абсолютном зачете WRC среди всех украинцев в истории (14, 2011-2018), а по итогам 2015 года вошел в топ-15 раллийных штурманов в мире. Вне автоспорта – успешный медиа-менеджер, генеральный продюсер студии Heroes, автор международных ТВ-форматов. В 2000-х – основатель ua-football.com, футбольный комментатор и телеведущий.

Сегодня Паша и его потрясающая история про «все могут все, если очень захотеть» – в моей серии #winners.

Телеграм-канал Тани Гринёвой со всеми интервью по ссылке, подписывайтесь: https://t.me/greenlegs.

– В детстве я был маленьким и слабым, с плохой координацией движений. Не мог поймать большой надувной мяч, зато мог на ровном месте споткнуться «о воздух» и разбить нос или колено. Общение со сверстниками тоже не особо складывалось, и комбинация из спорта и книг оказалась одновременно возможностью внешнего монолога и самореализации.

– Учился я в достаточно мажорной школе, но семья ученых в Украине начала 90-х – это точно не про мажорное детство. Многие мои одноклассники были в модных джинсах, с яркими рюкзаками и пеналами, а я мог прийти, например, с дедушкиным дипломатом или в старомодном плаще, доставшемся от дяди. Донашивать вещи было для меня тогда абсолютной нормой. Это была такая хорошая школа жизни, но было много того, что сейчас называется «буллинг» – дети часто бывают жестокими, сами того не понимая. Из-за этого в школе я часто дрался, причем часто начинал первым, – атаковал, чтобы не защищаться. Отдушиной были футбол и чтение, играть мог в буквальном смысле от рассвета и до заката, а читать – от заката до рассвета.

Спорт и книги – это же все в целом истории про героев. А герои не сдаются – они просто не знают, как это сделать. Я рос на романах из «Библиотеки приключений» и помню до сих пор, в каком порядке они стояли на полке. Естественно, я отождествлял себя с Айвенго, Оцеолой и другими благородными героями. И со временем моим полем битвы стал спорт.

Считаю, что профессиональный спорт – это сублимация. Те навыки, которые он дает, отлично работают и в реальной жизни.

Мотивация – в смешных мелочах. Лет 15 назад я играл на плейстейшн в WRC – официальную игру чемпионата мира по ралли и говорил при этом, что когда-то буду тут играть за украинский экипаж и моя фамилия будет на борту компьютерной машины. Друзья смеялись: «О чем ты вообще? Где Украина, а где ЧМ по ралли?!». Но в 2012-м в игре появился сначала наш с Сашей Салюком красный «эво» команды Аскания Рейсинг, а в 2014-м в Монте Карло нас с Юрой Протасовым уже самих снимали для 3D моделей пилотов, чтобы в официальной игре чемпионата мира действительно можно было выбрать бело-зеленый Ford Fiesta R5 Darnitsa Motorsport и как следует за нас погазовать по мировым трассам. Это какая-то мелочь на самом деле, но ты вбил ее себе в голову, в какой-то момент все получается и ты такой: «О, прикольно, едем дальше!».

– Из общения с топовыми спортсменами я вынес, что победа – это про процесс, а не про результат.

Есть ситуации, когда не обязательно быть первым, чтобы стать победителем.
Есть суперзвезды, которые вообще спорт ненавидят, но они не могут «соскочить», это одержимость. Определенное внутреннее состояние, внутренний демон, которого ты должен постоянно подкармливать. Кто-то его адреналином кормит, кто-то призовыми заработками, кто-то – кубками. Знаю спортсменов, которые свои медали и трофеи тут же выбрасывают или дарят кому-то. У меня, кстати, они стоят красиво в кабинете – во-первых, детям нравится, а во-вторых, для меня это напоминание о тяжелой работе, которая приводит к результату. Был период, когда казалось, что мне мешают все эти гоночные флешбеки и я в какой-то момент сложил весь этот металлолом в коробки и спрятал на чердаке. Потом достал.

– Свою первую в жизни профессиональную гонку я проехал в 2007 году, тогда мне было аж 25 лет. В 2010-м уже была топовая украинская команда и первый международный опыт. В конце 2010 года, уже в статусе чемпионов Украины и с мыслями о том, какие мы крутые и быстрые ребята, в экипаже с Салюком поехали на этап кубка Северной Европы в Латвию. Думали примерно так: «Ну окей, первыми со старта мы может и не будем, дорожки тут незнакомые, но в троечку-то заедем железно…». В результате первый доп мы закончили за пределами десятки, а всю гонку – восьмыми в классе. Вопросов было два – где они все едут и точно ли нам нужно дальше заниматься ралли или, пока не поздно, купить по набору ножниц и научиться парикмахерскому искусству… Оплеуху получили знатную, амбиции и пыл поумерились, спортивная злость активировалась еще сильнее. На той гонке были такие браслетики, как в ночных клубах: чтобы зайти в сервис парк, показываешь, что ты из команды, тебя охрана пропускает. Мы после финиша месяц эти браслетики не снимали, каждое утро смотрели на них – они уже вытерлись, краска смылась, но это была наша ежедневная визуальная мотивация.
Наши механики перед стартом следующей гонки наклеили нам ученическую буквочку «У» в треугольнике на заднее стекло машины, мол, тренируйтесь, аматоры. Мы и тренировались, работали со стенограммой, анализировали видео и через месяц на следующем европейском этапе уже приехали вторыми в классе. На подиуме главным был не кубок, а то, что мы сорвали наконец эти браслетики. Мысленно представляю на запястье его, когда новая задача требует особых усилий.

– В 2011 году случились первые в истории Украины очки в абсолютном зачете чемпионате мира, первый подиум в классе… и моя первая серьезная гоночная больничка. Если бы в такую передрягу я попал в Украине, то вряд ли обошлось без серьезных последствий. Возможно, поэтому у меня стартов в чемпионате Украины в карьере меньше чем подиумов в чемпионате мира…

Тогда на этапе в Финляндии полностью остановили спецучасток и меня очень быстро эвакуировали в больницу. Врачи и водители скорых, в которых меня везли, – просто топ-уровень. Что было: мы ошиблись на входе в быструю связку поворотов, и на выходе из нее взлетели на трамплине, в полете о воздух почему-то машина очень плохо тормозит, мы вылетели с дороги, ударились в склон холма, взлетели перпендикулярно вверх, на высоте нас раскрутило штопором – 5 оборотов, ударили на высоте метра три телеграфный столб, чуть не свалили его вместе с проводами и укатились на другую сторону дороги. Прочитать это предложение займет больше времени, чем заняло само действие. В том повороте как раз стояли украинские гонщики и болельщики, приехавшие за нас поболеть, они и доставали меня из машины. Приехали поболеть они, а поболел нормально так я. На машине не было живого места. И хотя механики ее готовы были восстановить на следующий день, но врачи не отпустили: у меня было сильное сотрясение, с частичной потерей памяти – я еще несколько месяцев не помнил сам момент удара. Так и провалялся в финской больнице до конца гонки.

Это было в июне, а уже в начале сентября 2011-го в Австралии мы взяли свой первый мировой подиум в классе и первые очки в абсолютном зачете WRC, обойдя нескольких мировых суперзвезд.

Просто очень не хотелось, чтобы нас запомнили как людей, которые приехали под флагом Украины, разбили технику, чуть не убились сами и закончили на этом.
Это и было нашей мотивацией не опускать руки.

– Через 2 года после этого я подписал контракт с командой еще более высокого уровня: мы сошлись в одном болиде с главным соперником моего предыдущего экипажа – Юрой Протасовым. Литовец Йонас Дерешкявичус, один из лучших ментал-коучей в мировом ралли, работал отдельно с Юрой и отдельно со мной и в какой-то момент пришел к выводу, что мы идеально друг другу подходим с профессиональной точки зрения. Сейчас это смешно, но мы с Юрой до этого могли запросто даже не поздороваться на некоторых гонках – мы были конкурентами, у нас была такая качественная спортивная вражда и на уровне команд, и на уровне экипажей, все с уважением, без подлости, но «откусить» хоть пару секунд на спецучастке именно у его экипажа было всегда принципиальным моментом.

– Первая гонка, которую мы с ним вместе проехали, – самая сложная и самая старая раллийная гонка в мире – Монте Карло, там нужно быть очень осторожным и требуется максимальный уровень взаимодействия экипажа. На одном спецучастке может быть -5 и снег со льдом до перевала и +15 с сухим асфальтом после. Постоянно меняющиеся условия требуют максимальной концентрации. Мы осторожно и без особого риска начали, где было сложно – перетерпели, где была уверенность – ускорились, и в итоге выиграли эту гонку в классе WRC2 с первого раза неожиданно для всех и в первую очередь для самих себя. Виду не подали конечно – рассказывали, что были уверены в победе и за ней и ехали. Если бы мне кто-то в 2007-м рассказал, что можно через 7 лет выиграть Монте Карло, получить от Принца Альберта серебрянные значки членов авто-клуба Монако, я бы очень долго смеялся.

Оказывается – все можно, только поработать нужно как следует. Касается это не только спорта.

– Парадокс, но на топ-уровне очень важны… ошибки. Однажды я допустил очень серьезную ошибку, недопустимую на уровне чемпионате мира: перепутал время въезда в пункт контроля времени. Точное время заезда на контрольный пункт – это то, что должно от зубов отскакивать, это настраивается на уровне любительских гонок, а на уровне чемпионата мира такой вопрос вообще не возникает. Мы не боролись за победу или за подиум в тот раз, но степень моей вины от этого не меньше – звезды в тот день встали именно так. Места себе не находил, пытался понять, как так случилось, съедал себя изнутри. В какой-то момент ко мне подошел один из штурманов-соперников, опытнейший человек, у которого стартов в WRC было раз в 5 больше чем у меня и очень меня удивил: «Павел, завидую тебе. Такую ошибку обязательно совершит каждый из нас. У всех так будет рано или поздно, но у тебя уже было. Ты уже ее сделал и больше никогда подобного не допустишь. А у меня эта ошибка впереди. Это страшно». Это важный жизненный урок – ошибаются все, но можно это сделать относительно вовремя и сделать правильные выводы.

– В обычной жизни людям бывает не очень комфортно со мной работать, потому что я постоянно хочу как в спорте – результата очень быстрого и высокого, самоотдача не на максимуме меня не устраивает: когда в команде кто-то «забивает» на общую цель, из команды этот человек тут же вылетает. В ралли от того, смог ты или не смог разобраться в каком-то вопросе, зависит не только карьера или премиальные – ты там реально жизнью рискуешь. Потом наступает профдеформация и очень тяжело настроить рубильник «вкл-выкл» в режим более плавной регулировки своего отношения к окружающему миру. Продвинутый курс по скорости анализа ситуации и принятия решений – это все тоже в WRC и других спортивных аббревиатурах гораздо эффективнее, чем в MBA и других неспортивных аббревиатурах. Немного странно применять эти навыки в производстве развлекательного контента и ТВ-форматов, чем занимается наша с женой (прим. – Наталья Гордиенко, украинская певица и медиа-продюсер) компания Heroes, но это очень интересно!

– У чемпиона мира и звезды Формулы 1 Никки Лауды был принцип: «Зачем быстро ездить, если вам за это не платят». Шикарный девиз!

Я езжу очень спокойно и аккуратно по дорогам общего пользования, несмотря на мощность и возможности техники.
Только один раз в жизни я применял профессиональные навыки в обычной жизни: когда у нашего младшего ребенка были фебрильные судороги из-за высокой температуры и он терял сознание на руках у Наташи, путь, который обычно преодолеваем минут за 10, мы проехали за 1 мин 50 сек. Точнее, через 01’50’’ после начала судорог ему уже ставили капельницу. На дизельной машине с объемом 1,6 л. На Ягуаре получилось бы еще быстрее. К счастью, дорога была пустая и мы не причинили никому ни малейшего дискомфорта. Если бы еще раз такое было, не дай бог, я бы тоже самое сделал. Но включать реальный гоночный режим в городе просто потому что «такое настроение» или «because I can that is why» или чтобы не опоздать на какую-то деловую встречу – недопустимо.

– В чем я победитель? В том, что не останавливаюсь. Это самое важное. Была масса поводов успокоиться, уехать куда-нибудь, сидеть в кресле-качалке и смотреть на море и камин.

Победа в том, чтобы каждый день находить мотивацию не останавливаться, а колбасить, колбасить, колбасить и заряжать этим окружающих.
Главной своей победой я считаю умение зажигать глаза других людей своими идеями. И тогда включается уже не индивидуальная энергия, а коллективная. И она в геометрической прогрессии усиливает тебя. Сам по себе штурман в ралли не может ничего, пилот со штурманом могут вдвоем не намного больше, чем по одиночке, а вот экипаж, тренеры, команда, менеджмент и конкурентная техника – вот это в комплексе уже сила! Команда и командная победа всегда важнее индивидуальной. Победа над своим эго в такой ситуации – это умение свои сиюминутные амбиции засунуть себе куда подальше и подчинить чему-то глобальному, важному, во что ты должен очень сильно верить!

– Чего ты боишься?
– Остановиться. Есть фоновый страх, что меня может перестать драйвить.
– А такое возможно?
– Конечно, нет.

Мой главный кумир и пример – не звезды спорта и не герои приключенческих романов, а моя любимая женщина, моя жена – Наташа. Она меня очень многому научила, правильно настроила. Своим примером она показала очень многое: как быть немного спокойнее, толерантнее к тем, кто не соответствует моим ожиданиям, уметь порой промолчать и не комментировать. Научила меня трудолюбию. Научила радоваться в тех моментах, на которые я бы и внимания раньше не обратил. Сделала меня безусловно счастливым человеком.

– Думаю, что главное в счастье – это дом в метафизическом смысле. Очаг. Семья, дети, любовь, гармония, любимое дело. Лет 10 назад я бы совсем по-другому ответил, а сейчас, к счастью, дорос до вот такого понимания счастья.

Все интервью с людьми-победителями можно прочесть вот здесь.

Фото – Виталий Мельник
Авто – Jaguar XF by winner.ua

ТАКОЖ ЧИТАЙТЕ Історії переможців: Катерина Бабкіна – письменниця
30

#bit.ua
Читайте нас у
Telegram
Теги:
Ми в Телеграмі
підписуйтесь
 

Повідомити про помилку

Текст, який буде надіслано нашим редакторам: